Услуги бывают двух типов. Первые – это те, где очень активную, чуть ли не решающую роль играет клиент. Второе: это те услуги, про которые в шутку можно сказать, что они оказываются под наркозом, то есть клиент в этом не участвует. Например, если вы должны получить для клиента какую-то лицензию, разрешение, он заплатил деньги, вы ему привезли разрешение, и он тут ни при чем.
Если Вы должны организовать какое-то корпоративное мероприятие для клиента, он может сказать: «Отлично, я на свой день рождения хочу появиться в восемь вечера, со стульями помогать не буду, этим заниматься не буду. Все должно быть готово «под ключ». Это вы можете организовать без него. Но если ваши услуги это – внедрение какой-то системы, и если это – фитнес – клуб, если это обучение, то под наркозом у вас точно ничего не выйдет, клиент должен принимать в этом активное участие. Поэтому не начинайте общение с клиентом с какого-то очень большого негатива иначе потом вам сложно будет его вовлечь в процесс.
© Радмило Лукич, Евгений Колотилов 2012